Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Фотоаппара́т (фотографи́ческий аппара́т, фо́тока́мера) — устройство для регистрации неподвижных изображений (получения ). Фиксация изображения в фотоаппарате осуществляется при помощи на светочувствительном . В запись происходит путём в , цифровые данные о котором сохраняются на соответствующем .

Содержание

Появление первого фотоаппарата совпало с изобретением «» в 1826 году. Устройство для регистрации изображения на поверхности лака было вариантом , до этого активно использовавшейся художниками для рисования с натуры. Дальнейшее развитие технологии связано с изобретением . Дагеротипия быстро получила распространение в качестве инструмента для портретирования, став коммерчески выгодной. Результатом стала разработка новых устройств для фотосъёмки, наиболее оригинальным из которых в 1840 году стала камера Александра Уолкотта с вогнутым зеркалом вместо объектива. Не менее революционной стала цельнометаллическая «Ganzmetallkamera» немецкой компании «», оснащённая светосильным .

Современная копия дагеротипной камеры «» 1841 года выпуска

Наиболее бурное развитие фотоаппаратостроения началось после открытия мокрого , вытеснившего неудобные и дорогие дагеротип и . Фотоаппаратура для этой технологии быстро приобрела черты привычной деревянной камеры с и . Внедрение с высокой позволило вести съёмку с моментальными , потребовавшими специального механизма для регулировки длительности воздействия света. Таким устройством стал , первые конструкции которого появились в 1853 году. Изобретение скоростного шторно-щелевого затвора привело к появлению репортёрских фотоаппаратов — , запущенных в массовое производство фирмой «» в 1888 году.

Появление желатиносеребряных , пригодных для проекционной , а также рост запустили процесс миниатюризации фотоаппаратуры и появления её новых портативных разновидностей, таких как и . Технологический прорыв осуществил в 1888 году , выпустивший первую , заряженную рулонной на гибкой подложке. Изобретение положило начало любительской фотографии, избавив фотографа от необходимости проявлять фотоматериал и печатать снимки. Всё это делала компания Истмена, куда по почте отсылался фотоаппарат с отснятой плёнкой. Обратно фотолюбитель, заплатив 10 долларов, получал перезаряженную камеру, готовые негативы и с них. Одновременно с компактными появились многочисленные фотоаппараты для скрытной съёмки, в том числе встроенные в предметы одежды: галстуки, шляпы и дамские сумочки.

Фотоаппарат «Kodak № 2» для рулонной фотоплёнки.
1896 год

Развитие во второй половине XIX века технологий , основанных на трёхцветной теории , привело к распространению специализированных устройств, позволяющих осуществлять различными способами. Наиболее простое решение заключалось в съёмке трёх цветоделённых изображений на общую фотопластинку через три объектива, закрытых светофильтрами . Однако, расстояние между ними неизбежно приводило к и, как следствие, цветным контурам на изображении близких предметов. Более совершенными оказались фотоаппараты с последовательной съёмкой через один объектив на удлинённую фотопластинку с автоматическим пошаговым смещением. Наиболее известны такие фотоаппараты конструкции , одним из которых пользовался .

Камеры со сдвижной кассетой на три экспозиции годились только для съёмки неподвижных объектов и пейзажей из-за неизбежного . Всех недостатков были лишены трёхпластиночные фотоаппараты с внутренним цветоделением, позволявшие снимать в том числе движущиеся предметы через общий объектив в одну экспозицию. Изобретение процесса, и последующее распространение многослойных фотоматериалов позволили отказаться от сложной фотоаппаратуры, но тем не менее камеры с внутренним цветоделением с помощью полупрозрачных зеркал эксплуатировались в издательском бизнесе до середины 1950-х годов.

Одну из ключевых ролей в совершенствовании фотоаппаратуры сыграло становление , получившей бурное развитие после . Большие скорости полёта требовали коротких выдержек, вынуждая компенсировать их высокой . При этом, недопустимость геометрических искажений, особенно при , вынуждала разрабатывать оптику с минимальной . Многие конструкции фотозатворов и объективов, привычные в современной фотоаппаратуре, были разработаны специально для аэрофотоаппаратов, лишь потом найдя применение в камерах общего назначения. То же касается вспомогательных механизмов: например, фотоаппарата впервые использована именно для аэрофотосъёмки.

Компактные фотоаппараты[ | ]

Основная статья:

Зеркальный фотоаппарат «», 1959 год

Рулонные фотоматериалы позволили повысить оперативность съёмки и уменьшить размеры фотоаппарата, который, благодаря , теперь стало можно положить в жилетный карман. Огромную роль в формировании фотоаппаратуры сыграло параллельное развитие технологий и совершенствование наиболее массовой . Рост её информационной ёмкости привёл к появлению в начале 1920-х годов . Первыми в этом классе стали камеры «Симплекс Мульти» (1913 год, ) и «Ur Leica» (1914 год, ).

В 1925 году началось серийное производство фотоаппарата «», ставшего образцом для подражаний и родоначальником самого многочисленного класса аппаратуры, популярного вплоть до появления цифровой фотографии. В 1932 году начат выпуск главного конкурента «Лейки» — фотоаппарата «» этого же формата. Почти одновременно с появлением малоформатных фотоаппаратов в 1930 году в Германии начат выпуск одноразовых фотобаллонов, упростивших съёмку с , и сделавших её безопасной. Результатом стало внедрение в затворы , обеспечившего автоматическую синхронизацию и съёмку с на моментальных выдержках.

После началось распространение , обеспечивающей визуальный контроль и точную фокусировку объективов любого . Первыми в этом классе стали , лишённые большинства недостатков однообъективных: затемнения видоискателя и трудностей фокусировки при диафрагмировании, а также неполного отображения снимаемого кадра и вибрации из-за подвижного зеркала. Одно из главных неудобств удалось устранить с изобретением крышеобразной , впервые использованной в камере «Contax-S» в 1949 году, и позволившей снимать с уровня глаз, а не «от пояса».

Преимущества однообъективной схемы, такие как полное отсутствие и ограничений фокусных расстояний объективов, характерные для , заставляли разработчиков совершенствовать конструкцию дальше. Результатом стало появление в 1959 году фотоаппарата «» со 100 % отображением кадра и . Сочетание и , недоступных для дальномерной аппаратуры, быстро сделало этот фотоаппарат стандартом в фотожурналистике, особенно спортивной. В течение нескольких лет выпуск аналогичных фотоаппаратов был налажен большинством производителей фототехники.

Автоэкспозиция и автофокус[ | ]

Основные статьи: , ,

Распространение в конце годов цветных фотоматериалов с ограниченной привело к появлению встроенных в большинстве фотоаппаратов общего назначения. Тем не менее, установка экспозиционных параметров требовала ручных манипуляций на основе результатов измерения. Первая попытка автоматизации была осуществлена в в складной камере « Super Six-20». Из-за высокой стоимости модель была выпущена ограниченным тиражом, не завоевав популярности. В в любительском фотоаппарате «Agfa Optima» была реализована простейшая механическая программная автоматика управления экспозицией.

Современный на основе цифрового впервые появился в японской камере «» в 1978 году. Высокая точность работы автоматики была бы невозможной без , впервые реализованного в 1963 году в фотоаппарате «Topcon RE-Super». , размещённый в зеркале камеры, производил интегральное измерение яркости в пределах всего кадра, часто приводя к ошибкам при съёмке контрастных сцен. Радикально устранить эту проблему удалось лишь 20 лет спустя в фотоаппарате с помощью технологии , позволяющего раздельно оценивать яркость разных частей снимаемой сцены и вычислять правильную экспозицию на основе статистических данных.

Результатом этих инноваций стала полная автоматизация установки экспозиционных параметров как в профессиональной, так и в любительской фотоаппаратуре. Дальнейшее совершенствование фотоаппаратов пошло по пути внедрения . Первым серийным фотоаппаратом, оснащённым такой системой, стала «Canon AF-35M», выпущенная в Японии в 1979 году. Через два года появился зеркальный «» с заобъективным контрастным автофокусом. Аналогичной системой позднее оснащены фотоаппараты «» и «». Более совершенный фазовый автофокус, впервые реализованный в системе «Визитроник ТСЛ», нашёл массовое применение в 1985 году в фотоаппарате «». Современный вид эта система приобрела после создания стандарта в 1987 году, где приводы фокусировки начали устанавливать в объективы, а датчик разместился под вспомогательным зеркалом в нижней части камеры. Все эти усовершенствования стали возможны, благодаря бурному развитию , сделавшей фотоаппараты энергозависимыми.

Цифровые фотоаппараты[ | ]

Основная статья:

Развитие технологии , изобретённых и в 1969 году, не обошло стороной и фотографию. В 1984 году появились первые промышленные образцы , , и , некоторые из которых были использованы во время для оперативной передачи фотоинформации из США в Японию. В аналогичное устройство «» было использовано при освещении для передачи снимков по напрямую в редакцию. Однако, аналоговый способ записи изображения оказался мало пригодным для практического использования, и был быстро вытеснен развивающимися цифровыми технологиями. В увидел свет первый цифровой фотоаппарат потребительского уровня «Fuji DS-1P», использующий для записи съёмную карту .

В том же году по заказу Kodak создал опытные образцы первого «Electro-Optic Camera» на основе серийного малоформатного фотоаппарата «». Запись данных, полученных с матрицы, производилась отдельным . Спустя три года Kodak выпускает первую серийную цифровую фотосистему на основе профессионального зеркального фотоаппарата . Изображение записывалось на , размещённый в отдельном блоке, носимом на плечевом ремне. Устройство стало дальнейшим развитием экспериментального фотоаппарата «Hawkeye II», разрабатывавшегося по заказу военных. Тогда же компания «Leaf» создала первый разрешением 4 для зеркальных фотоаппаратов.

В результате сотрудничества компаний Nikon и Kodak в августе 1994 года была создана гибридная цифровая камера «Kodak DCS 410» на основе фотоаппарата , съёмная задняя крышка которого заменялась цифровой приставкой с разрешением 1,5 мегапикселя. В марте 1998 года на рынке появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат «» неразъёмной конструкции. Все эти образцы предназначались для фотослужб новостных и стоили от 15 до 30 тысяч долларов. Цена самых дешёвых камер, таких как , выпущенного в 2000 году, превышала 2500 долларов, оставаясь неприемлемой для большинства фотографов.

В на рынке появился любительский зеркальный фотоаппарат , стоимость которого впервые опустилась ниже психологической отметки в 1000 . В течение года аналогичные зеркальные модели выпустили Nikon и Pentax. Благодаря этому факту, а также началу широкого распространения , произошло массовое вытеснение плёнки и окончательный переход к цифровой фотографии как в профессиональной, так и в любительской сферах. Появление цифровой фототехники наложило отпечаток и на технологию оперативного получения фотоинформации с мест и её доставки заказчикам в фотожурналистике. Мгновенная готовность файла, пригодного для передачи по сети , позволила отказаться от и , доведя промежуток между съёмкой и появлением фотографии на новостной ленте до 1—2 минут.

Совершенствование позволило создать совершенно новый класс со сквозным визированием, обладающих теми же преимуществами что и однообъективные зеркальные при более простой конструкции. По тому же принципу построены более дешёвые с несменным большой кратности. Дальнейшая миниатюризация позволила встроить фотоаппарат в , получив более универсальный . С начала встроенные модули цифрового фотоаппарата стали стандартной принадлежностью большинства и . Цифровая фотография позволяет реализовать технологии, недоступные для традиционных фотоматериалов, и допускающие получение снимков событий, произошедших до нажатия на спусковую кнопку, а также фокусировку уже готового изображения.

Первая функция под названием «» используется в дорогих смартфонах и беззеркальных фотоаппаратах, например « Mark II». Она основана на сохранении непрерывно считываемых с матрицы изображений в при поджатой спусковой кнопке. Поступающие снимки записываются на место, освобождаемое удалением более ранних, «устаревших» на 1—2 секунды. После полного нажатия кнопки на могут быть записаны все изображения, сохранённые в течение этого интервала, в том числе и предшествовавшие моменту съёмки. Это особенно актуально в репортажной и спортивной фотографии, позволяя компенсировать недостатки человеческой реакции. Другая технология реализована в , позволяющих выбирать дистанцию резкого отображения на уже готовом снимке. В настоящий момент такие камеры существуют лишь в виде экспериментальных разработок (например, «»), выпускающихся в качестве . Однако, продолжающийся рост разрешающей способности фотоматриц и делает это направление перспективным не только для фотографии, но и для цифрового кинематографа.

Простейший фотоаппарат представляет собой непрозрачную камеру, внутри которой закреплён плоский светоприёмник, в виде фотоматериала или фотоэлектрического преобразователя. Свет попадает на светоприёмник через в противоположной стенке: по такому принципу построена . В более совершенных фотоаппаратах отверстие закрыто собирающей или сложным многолинзовым , который строит на поверхности светоприёмника объектов съёмки.

Основная статья:

Под действием света в образуется , которое после становится видимым. Последнее может быть как негативным, пригодным для тиражирования , так и позитивным в случае съёмки на . С может быть отпечатано любое количество позитивов или оптическим способом. В фотоматериалах получение позитивного изображения происходит сразу после съёмки при помощи реактивов, вмонтированных в фотокомплект. В фотоаппаратом считается устройство, создающее оптическое изображение на фотоматериале. При электронном способе фиксации изображения фотоаппарат включает также тракт преобразования оптического изображения в электрические сигналы и функциональный блок для их записи.

Первыми устройствами такого типа стали , записывавшие на специальные магнитные дискеты. Технические ограничения использовавшихся при этом телевизионных стандартов и недостатки аналоговой записи привели к вытеснению этого типа аппаратуры цифровыми фотоаппаратами. В последних свет, попавший из объектива на (обычно или ), преобразуется ей в электрические сигналы, которые при помощи переводятся в цифровые данные, описывающие распределение освещённости в пределах кадра. Полученные данные регистрируются на или в исходном виде () или после по определённому , чаще всего . , в течение которой свет экспонирует фотоматериал или матрицу, регулируется вручную перекрытием объектива или при помощи фотозатвора.

Основная статья:

Съёмка на моментальных выдержках возможна только при использовании затвора, который считается одной из важнейших составных частей современной аппаратуры. Все современные фотографические затворы снабжены для автоматической синхронизации с . поверхности светоприёмника регулируется при помощи . Сочетание выдержки и диафрагмы определяет , получаемую фотоматериалом или матрицей. На место фотоматериала, заряжаемого в кассеты, может быть установлено матовое стекло для наблюдения за границами (кадрировки) и фокусировки объектива. После необходимых настроек оно вновь заменяется кассетой для съёмки. При замене кассеты получается цифровой фотоаппарат. Для исключения операции замены матового стекла кассетой и повышения оперативности съёмки большинство фотоаппаратов оснащаются дополнительным устройством фокусировки и кадрирования, которое называется видоискателем.

Основная статья:

Некоторые простейшие фотоаппараты (например, «») не оснащались видоискателем, вместо которого использовались метки на верхней крышке. Видоискатель также отсутствует в крупноформатных камерах прямого визирования и некоторых видах специальной аппаратуры. Перемотка гибкой рулонной фотоплёнки мимо кадрового окна производится лентопротяжным механизмом, который является неотъемлемой частью всей , за исключением крупноформатной. Для автоматической съёмки в некоторых специальных видах фотоаппаратов, таких как или , устанавливается . В малоформатной аппаратуре с середины 1960-х годов моторные приводы выполнялись в виде съёмного блока, а с конца 1970-х стали встраиваться непосредственно в корпус. Для обеспечения точной экспозиции, получаемой фотоматериалом или матрицей, большинство фотоаппаратов оснащается встроенным . Все современные фотоаппараты, в том числе цифровые, оснащаются системами на основе . С конца 1990-х годов практически все серийные фотоаппараты (за исключением крупноформатных и большинства ) оснащаются системой автофокуса.

Новейшие цифровые фотоаппараты профессионального класса снабжаются устройствами соединения с локальными , необходимыми для оперативной передачи готовых фотографий на в режиме реального времени. Соединение достигается приставными или встроенными модулями, а также по стандарта . Выпущенный в январе 2016 года фотоаппарат позволяет отправлять фотографии в через подключённый по с управлением непосредственно с камеры. С первой половины 2010-х годов практически все цифровые фотоаппараты совмещают функции видеокамеры, позволяя записывать высокого качества. В то же время, устройства, изначально разработанные как видеокамера (например, большинство ), совмещают функцию цифрового фотоаппарата. В этом смысле грань между видеокамерой и фотоаппаратом в современной технике практически стёрлась, и отличие заключается, главным образом, в особенностях. При этом, для , пригодных для производства бюджетного , выпускается целый ряд приспособлений, облегчающих использование для профессиональной видеосъёмки, в том числе отдельные линейки объективов соответствующей конструкции, , и внешние .

Как классические, так и цифровые фотоаппараты делятся на две основные группы: общего назначения и специальные, предназначенные для специальных работ. Главным классифицирующим признаком любого фотоаппарата общего назначения считается размер кадрового окна, от которого зависит большинство остальных характеристик. По этому принципу фотоаппараты разделяются на , , и миниатюрные, рассчитанные на неперфорированную 16-мм фотоплёнку и более мелкие фотоматериалы. К миниатюрным также относятся фотоаппараты . Для аэрофотоаппаратов принята другая классификация: малоформатными считаются камеры с размером кадра меньше, чем 18×18 сантиметров, а крупноформатными — больше. При совпадении с этим размером камера считается «нормальноформатной».

Вторым по значимости считается способ визирования и фокусировки, которые определяются типом видоискателя. Принято выделять , , и . Последние, в свою очередь, делятся на и . Отдельную группу составляют с объективом типа и форматные камеры прямого визирования с фокусировкой по съёмному матовому стеклу. Крупноформатная аппаратура делится на несколько категорий в зависимости от основного назначения: , , и т. д. Большинство этих типов имеют и допускают объектива и кассетной части друг относительно друга.

В цифровой аппаратуре от этой классификации осталось только определение среднеформатного фотоаппарата из-за особенностей этого класса фототехники. Все остальные разновидности классифицируются по другим признакам, главными из которых являются физический размер матрицы и тип видоискателя. Цифровые камеры появились, когда автофокус стал стандартной частью любого фотоаппарата, и могут обходиться без приспособлений для ручной фокусировки. Поэтому некоторые классы аппаратуры, такие как шкальные и двухобъективные зеркальные, не имеют цифровых аналогов. Простейшие цифровые камеры компактного класса оснащаются автофокусом или жёстковстроенным объективом, постоянно сфокусированным на . То же относится к большинству камерафонов. К специальным фотоаппаратам относятся репродукционные, , , камеры для скрытной съёмки, флюорографии, стоматологии, и другие.

К этой же категории обычно причисляют и фотоаппараты для съёмки в невидимых лучах (инфракрасных и ультрафиолетовых). Эта аппаратура отличается конструкцией, и в ней могут присутствовать устройства, не характерные для камер общего назначения, и наоборот, отсутствуют некоторые общепринятые узлы. Например, в аэрофотоаппаратах отсутствуют механизмы фокусировки, поскольку объектив жёстко зафиксирован в положении «бесконечности». В стоматологических фотоаппаратах отсутствует также видоискатель, так как кадрирование производится прижимом специального ограждения объектива к лицу пациента. В фотоаппаратуре для съёмки в ультрафиолетовых лучах устанавливается объектив из , в наименьшей мере задерживающего этот вид излучения. Для инфракрасной съёмки в цифровых фотоаппаратах требуется удаление светофильтра, установленного перед матрицей. оснащаются двумя объективами и специальным лентопротяжным трактом. Камеры для съёмки на документы оснащались несколькими объективами, дающими на одном листе фотокомплекта одноступенного процесса кратное количество снимков.

  1. В настоящее время ведутся разработки вогнутых фотоматриц, форма которых повторяет нескорригированных объективов
  1. , с. 8.
  2.  (рус.). «Фотография». Проверено 24 января 2016.
  3.  (рус.). Популярное. «Фотокарточка» (11 ноября 2011). Проверено 5 апреля 2016.
  4. , с. 40.
  5. , с. 93.
  6. , с. 165.
  7. , с. 53.
  8.  (рус.). Экономический портал. Проверено 25 января 2016.
  9.  (англ.). . Проверено 25 января 2016.
  10. , с. 238.
  11. ↑ , с. 119.
  12.  (рус.). Блоги. Журнал «Е» (12 августа 2013). Проверено 25 января 2016.
  13. , с. 237.
  14. , с. 403.
  15.  (рус.). БЛОГ ДОКТОРА И ГРАЖДАНИНА (17 января 2012). Проверено 28 февраля 2016.
  16. Scott Bilotta.  (англ.). Scott's Photographica Collection (26 January 2010). Проверено 20 марта 2016.
  17. , с. 166.
  18. Stephen Gandy.  (англ.). CameraQuest (20 October 2013). Проверено 24 ноября 2014.
  19. , с. 8.
  20. , с. 40.
  21. . Маленькие истории. Проверено 18 ноября 2015.
  22. Георгий Абрамов. . Photohistory. Проверено 10 мая 2015.
  23. , с. 22.
  24. . Клуб «Nikon» (11 августа 2006). Проверено 22 марта 2013. 5 апреля 2013 года.
  25.  (англ.). Guide to Classic Cameras. Проверено 17 мая 2015.
  26. Георгий Абрамов. . Photohistory. Проверено 10 мая 2015.
  27. Todd Gustavson.  (англ.). Eastman Museum (17 July 2013). Проверено 3 июня 2017.
  28. , с. 83.
  29.  (англ.). Classic Cameras. Проверено 3 июня 2017.
  30. , с. 37.
  31. , с. 29.
  32.  (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 10 июня 2013. 11 июня 2013 года.
  33. , с. 101.
  34. , с. 7.
  35. Foo Leo.  (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 24 августа 2014.
  36.  (англ.). Main Features Part II. Photography in Malaysia. Проверено 24 августа 2014.
  37.  (англ.). Evolution into Fully Automatic Camera. Canon Camera Museum. Проверено 8 февраля 2014.
  38. Brooke Clarke.  (англ.). PSC-6 Digital Imaging Set. Персональный сайт (19 April 2009). Проверено 7 февраля 2014.
  39.  (англ.). 1980s. Digicamstory. Проверено 6 февраля 2014.
  40.  (англ.). The World's First DSLR. James McGarvey. Проверено 18 января 2014.
  41.  (англ.). History of Kodak. . Проверено 28 мая 2013. 31 мая 2013 года.
  42. Jim McGarvey.  (англ.). NikonWeb (June 2004). Проверено 18 января 2014.
  43. Alexander Odukha.  (рус.). Персональный блог (8 февраля 2011). Проверено 28 января 2014.
  44.  (англ.). A brief info on Kodak DCS-Series Digital Still SLR cameras. Photography in Malaysia. Проверено 3 января 2014.
  45.  (англ.). Photography in Malaysia. Проверено 3 августа 2017.
  46. Владимир Родионов, Александр Цикулин.  (рус.). Изображение в числах. (2 апреля 2001). Проверено 25 января 2016.
  47. Владимир Родионов.  (рус.). Изображение в числах. (21 октября 2003). Проверено 21 января 2014.
  48. YouTube full-color icon (2017).svg , начиная с 8:15
  49. Sean O'Kane.  (англ.). Circuit Breaker. The Verge (30 December 2016). Проверено 1 июня 2017.
  50. Алексей Ерохин.  (рус.). Фотоаппараты. (15 сентября 2015). Проверено 24 января 2016.
  51. , с. 4.
  52. , с. 16.
  53. , с. 56.
  54. , с. 365.
  55. , с. 128.
  56. , с. 32.
  57. Chuck Baker.  (англ.). The Brownie Camera Page. Проверено 18 ноября 2015.
  58.  (рус.). Оборудование. Робот для фотографии (25 мая 2016). Проверено 31 мая 2016.
  59. Tom Seymour.  (англ.). Technology. British Journal of Photography (12 January 2016). Проверено 13 января 2016.
  60. И. Поморин.  (рус.). Справочник по кинооборудованию. Журнал «Техника и технологии кино» (февраль 2011). Проверено 9 мая 2012. 10 мая 2012 года.
  61. , с. 43.
  62. Я. Е. Щербаков.  (рус.). Расчет и конструирование аэрофотоаппаратов. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Проверено 17 февраля 2016.
  63. , с. 71.
  • Борис Бакст Первое детище Цейсса в стране социализма. Contax-S (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. — № 5/101. — С. 18—25.
  • А. Н. Веденов. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л.: Лениздат, 1959. — С. 45—48. — 675 с. — 200 000 экз.
  • . Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 365—369. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Б. Кучеренко Оскар Барнак — изобретатель малоформатной камеры (рус.) // «» : журнал. — 1982. — № 10. — С. 40, 41. — .
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Современные фотоаппараты // Краткий справочник фотолюбителя / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1985. — С. 33—82. — 367 с. — 100 000 экз.
  • О. Сербинов, П. Бояров Аппаратная логика в фотокамерах (рус.) // «» : журнал. — 1980. — № 5. — С. 36. — .
  • А. А. Сыров. Первые русские фотоаппараты / Т. Работяга. — Серпуховская типография: Госкиноиздат, 1951. — С. 1. — 56 с. — 10 000 экз.
  • Максим Томилин Джордж Истмен и фотография на плёнке (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 1—2. — С. 117—121. — .
  • Елена Фисенко Тропик Неттель (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 7—8. — С. 160—167. — .
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 32—41. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб.: Machina, 2008. — С. 233—242. — 337 с. — .
  • Хокинс Э., Эйвон Д. / А. В. Шеклеин. — М.: «Мир», 1986. — С. 16—18. — 280 с. — 50 000 экз.
  • Андрей Шеклеин Оттомар Анщютц, или у колыбели шторного затвора (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 10. — С. 50—54. — .
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Ihagee и её Exakta (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 1997. — № 5. — С. 28—30. — .
  • Петр Ангарский.  (рус.). Отечественная фотография. ФОТОГРАФИЯ XIX ВЕКА. Проверено 19 мая 2016.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров

Бутылка из шаров


X